ФГОС основного общего образования
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта мы считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.
Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).
Нормативное обеспечение
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
- ФЦПРО на 2011–2015 годы.
- Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/12 учебный год».
- Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2009 года № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 года № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
10. Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
11. Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
13. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене мы добавляем способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов
Предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При итоговом оценивании учитывается сформированность умений выполнения индивидуальных проектов. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации (с учетом накопленной оценки — портфеля достижений или портфолио) и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Причем первая составляющая свидетельствует о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая — фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования — преемственность и развитие
Все компоненты основной образовательной программы основного общего образования (далее — ООП) распределены по трем разделам: целевому, содержательному и организационному. Первый раздел включает планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения. В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. Организационный раздел содержит учебный план и совершенно новый материал — систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования 80% к 20%, для основного общего образования — 70% к 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Рефреном через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как: индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов, что полностью поддерживается проектом нового закона «Об образовании в Российской Федерации».
Документы федерального значения, которыми необходимо руководствоваться при введении ФГОС ООО
- Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.
- Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:
- О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
- Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);
- Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 18.08.2010 № 0352/46 и от 15.08.2011 № 03515/59);
- О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29.11.2010№ 03339);
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
- Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
- Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.
Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением. Добавлен только последний компонент, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования, однако в каждом компоненте есть новые позиции. Так, кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.
Требования к финансово-экономическим условиям приведены в соответствие с законом № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В стандарте дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений (далее — ОУ) на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения). Зафиксировано, что норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность и должен обеспечивать соответствие условий требованиям стандарта. Всё, что нужно для реализации ООП с точки зрения финансово-экономического обеспечения, в ФГОС ООО зафиксировано.
Внешние условия и факторы, определяющие особенности введения ФГОС ООО
Завершается подготовка закона «Об образовании в Российской Федерации», применительно к каждому образовательному учреждению будет введен в действие закон № 83-ФЗ, прием образовательных учреждений к новому учебному году будет осуществляться в соответствии с новыми СанПиНами; продолжается реализация постановления правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
Проект закона «Об образовании в Российской Федерации»: изменения, поддерживающие ФГОС
- возможность выбора учебных курсов как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта);
- аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов;
- нормативно-подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и так далее);
- учет особенностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуальных образовательных программ;
- оценка качества образования — переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования;
- общественное участие — расширение полномочий, наличие компетенций.
Вызовы и проблемы, на которые при введении стандартов необходимо обратить особое внимание и которых нужно постараться избежать
Сегодня во многих ОУ наблюдается так называемое образовательное неравенство — значительное отставание слабых групп учащихся от наиболее успешных. К великому сожалению, следует признать, что становится тенденцией двойной негативный отбор педагогических кадров: не лучшие выпускники школ приходят в педагогические вузы, а самые успешные выпускники вузов не возвращаются в школу. По данным международных исследований, только 5% студентов математиков планируют работать в школе. Не развивается система внешкольного образования: в настоящее время немногим более 20% детей занимаются дополнительно по бесплатным программам.
Какие системные задачи необходимо решить при введении ФГОС ООО, чтобы избежать рисков имитации деятельности?
Прежде всего, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя (об этом в последнее время очень много говорится). Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.
Качественное образование невозможно без создания новой образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной), без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся. Должна завершиться трансформация механизмов финансирования — эти механизмы еще не запущены в полной мере.
Задачи, стоящие перед регионами
- финансовые и организационные механизмы взаимодействия ОУ с УДОД для реализации внеурочной деятельности;
- расчет нормативов финансирования, формирование муниципальных заданий;
- модернизацию системы повышения квалификации и проведение аттестации кадров;
- сетевой образовательный процесс, дистанционное образование, реализацию индивидуальных образовательных программ;
- внедрение новых организационно-правовых форм ОУ;
- проведение мониторинга готовности ОУ к введению и реализации ФГОС ООО.
Кроме того, необходима разработка региональной модели системы оценки качества образования, включающей результаты освоения основных образовательных программ.
Говоря о задачах и проблемах регионального уровня при введении стандарта, хочется еще раз остановиться на финансово-экономическом обеспечении. Всем понятно, что в настоящее время непременным условием введения ФГОС ООО, а в дальнейшем и ФГОС старшей ступени образования является совершенствование финансово-экономических механизмов. Вот те позиции, которые подлежат обновлению и разработке:
- обновление методики расчета размера субвенций муниципальным образованиям, разработка и введение муниципальных нормативов;
- создание (закрепление, отработка) методики расчета величины и структуры учебных расходов в подушевом нормативе;
- формирование (закрепление, отработка) финансовых механизмов развития инфраструктуры, учет в структуре подушевого норматива;
- закрепление на всех уровнях оптимальной структуры ФОТ в ОУ;
- доведение средств по нормативу до всех без исключения школ региона;
- разработка модели перехода и деятельности ОУ в новых организационно-правовых формах;
- разработка методики формирования перечня базовых и государственных услуг;
- разработка моделей привлечения инвестиций в сферу образования.
Финансовые условия: основные критерии готовности ОУ к введению ФГОС ООО
Финансирование ОУ в части оплаты труда и учебных расходов осуществляется в расчете на одного ученика по нормативу. В структуру норматива включено обеспечение создания условий для реализации ФГОС ООО. В «Положение об оплате труда» включен пункт о распределении стимулирующей части заработной платы в зависимости от результата. В базовую часть оплаты труда учителей ОУ введены механизмы оплаты урочной и внеурочной деятельности. В норматив финансирования ОУ включена оплата часов внеурочной деятельности.
Финансовое обеспечение ОУ на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества осуществляется согласно нормативу, принятому на уровне муниципалитета.
Что касается материально-технического обеспечения, здесь регионам также предстоит большая работа: разработка региональных рекомендаций по оснащенности образовательного процесса, разработка региональных требований к информационной среде ОУ, разработка планов по поэтапному оснащению школ материально-техническими и информационными ресурсами.
Организационное обеспечение введения ФГОС ООО.
- координация межведомственного и межбюджетного взаимодействия ОУ;
- создание региональной системы электронного мониторинга введения и реализации ФГОС ООО;
- создание системы распространения инновационных моделей реализации стандарта;
- создание технологий ресурсо-сберегающего менеджмента в образовании;
- создание технологий управления реализацией ФГОС ООО на основе стимулирования саморегулирования;
- создание образовательных моделей для обучающихся с особыми потребностями.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой от-крытой информационнообразовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованного и достойного человека.