Руководитель ШМО гуманитарного цикла

Технология критического мышления на уроках истории

Уровень компьютеризации общества ХХI века делает бескрайнее информационное поле доступным каждому. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Сегодня как никогда актуальна проблема развития критического мышления ребёнка. С одной стороны, в государственной программе одним из важнейших требований является «сформировать коммуникативную компетенцию» ученика, то есть умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. С другой стороны, формирование критического мышления предполагает адекватное отношение к себе и миру, подразумевающее вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.
       Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности.   Школьники должны мыслить творчески и быть проницательными, чтобы сохранить в мире открытые и безопасные отношения, общение друг с другом, где важным является критическое мышление. Данная тематика была не раз исследована в различных науках, но особенно остается актуальной в обучении истории. Так как история – это наука, в которой нужно не только принимать готовую информацию, но и уметь ее анализировать и стараться делать свои выводы.  Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

       Технология развития критического мышления разработана американскими учёными Чарльзом Темплом, Куртом Мередитом и Джинни Стил. Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской, Игорем Загашевым, Сергеем Заир-Беком. По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

  • не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
  • не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
  • коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
  • объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

        Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.

       Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  • Готовность к планированию
  • Гибкость
  •  Настойчивость
  •  Готовность исправлять свои ошибки
  • Осознание
  • Поиск компромиссных решений

       В основе технологии  критического мышления теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

       Таким образом, цель технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать  с информацией, анализировать различные явления т.е. надпредметные умения. Технология хороша тем, что ребята учатся адаптироваться  к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. (Скачать полностью)

 

Коллекция

  1. Как стать космонавтом (проект - презентация учеников 11 класса)
  2. Урок на тему "Холодная война"

Ответственный за верстку и обновление - Ихинова Г.В. (преподаватель МБОУ Покровская СОШ, e-mail: pokrovkaschool2010@yandex.ru)

© pokrovkaschool2010

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz