Эссе «Сердце отдаю детям»

Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю

В.А.Сухомлинский

        Развитие творческого начала в человеке есть требование времени, социальный заказ современности.

      Активность школьников, как и любое качество личности, воспитывается в деятельности, которая зависит от приобретенных навыков самостоятельной работы. Задача учителя не только в том, чтобы выработать у детей определенные навыки, главное развивать их фантазию, воображение, мышление, воспитать эстетический вкус.

    Почти десять лет я веду в Покровской школе кружок «Умелые руки». Вместе с учащимися мы изготовили немало поделок. Многие работы были отмечены на  районных  и окружных выставках детского творчества. Некоторые поделки дети подарили  детскому саду, своим родителям, друзьям, учителям, ветеранам войны и тыла. Интерес к работе повышается, когда дети видят практическое применение готового изделия.

    Давая практическое задание и объясняя задачу, привожу примеры других работ, фотографии, рисунки и т.д. Такой материал будит воображение, фантазию, активизирует творческий  процесс, способствует возникновению собственного замысла и его развитию. Когда ученик впервые заходит в мой кабинет обслуживающего труда, его глаза горят от восхищения. Ему нравятся  и панно, и поделки, и куклы, и конечно, у него возникает желание научиться всему. Это и бумагопластика, тестопластика, бисероплетение, вышивание, вязание и т. д.  Несмотря на то, что детям нравится  рукоделие, не у всех хватает терпения доводить работу до конца. И здесь требуется моя помощь: переключаю его внимание на другое занятие или выполняю его работу. Очень часто ребенок, отдохнув, продолжает  свою поделку.

      Через каждые 20 минут занятий мы проводим физминутку, подвижные  игры. Дети, после отдыха, спокойно продолжают работу. Я не требую от них дисциплины, потому что с ней нет проблем. Детям нужна активность, потребность дигаться, действовать, а однообразное занятие их быстро утомляет. Активность – один из показателей развития. Без этого не может  жить ни один ребенок. Внутренняя энергия жизни проявляется тогда, когда ей не мешают. Я никогда не навязыаю им своих установок, мероприятий. Поэтому, планируя занятие, всегда исхожу от их  желаний, интересов. Мы вместе составляем тематические планы. Но чаще всего то, что я предлагаю детям, они принимают с большим желанием.

      15 00 часов. Мои кружковцы начинают подходить к занятию. Кабинет заполняется оживленными голосами:

- А я принес все, что нужно для занятия.

- И я тоже, но только  у нас нет муки.

- А у меня много муки, я поделюсь с тобой.

      Начинаем занятие. Рассказываю о тестопластике. Дети внимательно слушают. Показываю готовые поделки. Восхищаются:

- А мы тоже будем такие делать?

      Затем мы переходим на кухню. Надеваем фартуки. Готовим соленое тесто. Вымесив его, я делю на части и раздаю детям. Сегодня мы будем учиться лепить розочки для подсвечников. Показываю, как это делается. В ходе работы помогаю тем кто  затрудняется или помогают другие, у кого получается. Дети работают и общаются между собой, задают мне вопросы:

- А вы смотрели вчера передачу…

      Наперебой рассказывают мне о передаче, затем о фильме, потом о себе… Я не прерываю  их, мы свободно общаемся. Их глаза блестят. Кто-то подходит к кому-то посмотреть на его поделку. Предлагаю прерваться, отдохнуть.

      Почему порой дети не хотят слушать взрослых? Наверное, потому что они не значимы как личность, им нечем «похвалиться» перед детьми. Подмечено кем-то: тот, кто не умеет жить, учит жизни других. Взрослый не может указывать, как надо жить, он может лишь предъявить себя так, чтобы воспитаннику было интересно его познавать, учиться у него. Он может вместе с ребенком организовать совместную деятельность, создать некую систему – дел, отношений. И именно эта  система становится воспитанием. Вспомним систему А.С. Макаренко. Если в коллективе устанавливаются подлинно диалогические отношения, то они и учат уму- разуму.

      С чего начинается диалог с ребенком? Внимательно смотреться, вслушаться в него. Ведь они хотят свободы, а не вседозволенности; чтобы учителя были заинтересованы в их успехе, были их помощниками. Любой ребенок не равнодушен к своему успеху. Признание или непризнание коллективом, компанией друзей является важным фактором, влияющим на его самочувствие, настроение, жизненный тонус. Поэтому педагогу нужно обращать внимание на отношения, которые складываются между детьми и со взрослыми. Необходимо детей учит быть объективными, справедливыми, гуманными и требовательными, чуткими и отзывчивыми. Педагогу важно не только научиться организовывать коллективную творческую  детей, но и управлять возникающими между ними отношениями. Гуманизм стихийно не рождается в детской среде, его надо культивировать.

- А Саша забыл принести гуашь и кисточки…

- А мне мама сказала, никому не давать краски.

Саша сидит, опустив глаза. Тут вмешиваюсь я: «Ну забыл Саша сегодня краски (с кем не бывает). Вот, когда он принесет их в следующий раз – ему не  будет жалко поделиться с кем- нибудь. Правда, Саша?» Мальчик поднимает голову:

-Конечно, мне не жалко…

И тут началось:

-На, Саша, возьми мои краски.

     Есть мальчик в четвертом классе, который пришел ко мне в прошлом учебном году. Непоседливый, ершистый, задиристый, насмешливый. А нынче его не узнать. Стал более внимательным к другим, спокойным, добрым. Если раньше его внимания и терпения хватало на 10 минут, то теперь он может заниматься рукоделием целый урок. А недавно удивил нас всех: его вышитая салфетка была самой красивой. Отношения с одноклассниками улучшились, да и сам стал другим.

     Ситуаций, возникающих в детском коллективе, может быть множество. Поэтому нам, педагогам, надо быть внимательными по отношению к детям, к тем событиям, которые происходят в их среде. Давайте, рассмотрим некоторые из них.

     Ситуация новичка. Когда в класс или группу приходит новенький, можно многое узнать о характере отношений,  их гуманности. Важно все: как встречают новичка, заботятся о нем или равнодушны, устраивают разного рода проверки, а порой унижают его. О гуманности отношений можно судить и по тому, как быстро находит себе ученик место в системе отношений.

    Ситуация конфликта. Конфликты могут быть порождены различными причинами. В результате возникает несовпадение оценок одноклассниками конкретного поступка кого-либо из школьников. Противоречивость отношений нередко вызывается неумением самостоятельно организовывать свою деятельность. Преодолевать встречающиеся трудности, отсутствием  навыков общения. Дерзость, грубость отдельных  школьников, обращение к товарищам по кличкам, безрассудное применение силы часто приводит как к столкновениям между  отдельными школьниками, так и к конфликтности всей системы отношений. Ситуация конфликта позволяет понять истинный характер отношений. В конфликте отношения «обнажаются». В своей практике педагог обычно использует естественные ситуации конфликта. В некоторых случаях можно специально создать ситуацию   конфликта, например, если необходимы решительные меры для изменения отношения одноклассников к сверстнику с негативными проявлениями в поведении.

      Ситуация успеха. Данная ситуация широко используется в практике гуманистического воспитания и необходима для того, чтобы лучше раскрыть положительные стороны личности ребенка. Ведь очень часто отношения одноклассников складываются неблагополучно из-за того, что они плохо знают друг друга.

      Ситуация соотнесения часто встречается в детском коллективе, но мало используется педагогами. А ведь именно она мобилизует силы учащегося и коллектива, заставляет проявлять свои  лучшие качества! Ситуация соотнесения часто создается  тогда, когда возникает потребность сравнить себя, свой коллектив с другими. Такая ситуация служит своеобразной проверкой гуманистических отношений. Ведь, чтобы достичь  успеха, некоторые школьники могут пренебречь нравственными нормами, унизить, подавить личность своего одноклассника, младшего товарища.

       Кружок «Умелые руки» позволяет воспитать трудового человека. Ведь, наиболее полно человек реализуется в труде. Треть выпускников общеобразовательного учреждения идут  сферу производительного труда,  сельскохозяйственное производство, в промышленность. Но для жизненной успешности этого подавляющего  большинства  выпускников нужно, чтобы уже на школьной скамье подростки, юноши и девушки получали бы разносторонние знания и умения, а главное – были воспитаны в уважении к труду, способности включаться в труд, в желание трудиться.

       К сожалению, в последние годы труд не в почете. Большинство молодых людей хотят. Чтобы у них было все, но работать не любят. В этих условиях особая ответственность за трудовое обучение и воспитание ложится на школу. Но и школа утратила вкус к этой важнейшей социально-экономической проблеме и все внимание сосредоточила на знаниях, учебных умениях и навыках. А труд приобрел статус некоего «необязательного» предмета. Нет сомнения  том, насколько важен труд, который способствует воспитанию  усидчивости, умению доводить работу до конца, в жизни школьников.

       Занятия в кружке «Умелые руки» являются продолжением уроков труда. Именно на этих уроках многие учащиеся раскрыли свои возможности, обрели уверенность, ощутили успешность. Это отразилось и на их учебной деятельности. Учителя отмечают их возросшее внимание на уроках, усидчивость и даже прилежность. В этом нет ничего удивительного: труд дисциплинирует человека, воспитывает в нем многие положительные черты характера.

         Второй год я веду трудовое обучение в начальных классах. Изготовление поделок, панно, игрушек – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Дети охотно занимаются, развивают свою фантазию, добрые чувства. С овладением навыками приходят и ловкость  в работе, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности  в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

       А какой приятный эмоциональный настрой царит во время занятий кружка! Радость общения, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия. Труд по изготовлению игрушек способствует развитию личности ребенка. Воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ученик встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить, но иногда мне приходится объяснять, почему у него ничего не получается. Постепенно у школьника формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

      Заметила, что если учитель начальных классов сам умеет и рисовать, и лепить, то и ученики получают хорошие навыки ручного труда.  У них развито воображение, мышление. Дети обладают целеустремленностью, усидчивостью, умением доводить дело до конца. К сожалению, некоторые учителя очень часто заменяют уроки труда математикой, русским языком. В результате,  дети получают чисто формальные «навыки». Отношение к труду, его добросовестность  - одно из стержневых нравственных качеств человека. Только нашим пренебрежением к этой бесспорной истине можно объяснить тот факт, что из школы выходят толпы неумех, не знающих к чему  приложить силы, где использовать себя. А отсюда в жизни мы постоянно сталкиваемся с тем,  что люди делают работу кое-как. Весьма существенно, чтобы у учащихся было все необходимое для практических  занятий. У учителя должен быть материал для проведения вступительной беседы – готовое изделие или его фотография, рисунок, раздаточный материал и т. д.

     В конце занятий выполненные работы обсуждаем, выявляем ошибки, подчеркиваем наиболее выразительные детали.

     Кроме поделок, панно, игрушек, мы на новогоднем празднике готовим дефиле моделей, выполненных из разных материалов. Девочкам нравится выходить  на «подиум» и демонстрировать наряды, как настоящие манекенщицы. Наблюдая за зрителями, с восхищением принимающих наших  девочек, я горжусь тем, что своим трудом доставляю радость своим воспитанникам, что навыки,  полученные на уроках труда и на занятиях кружка «Умелые руки» пригодятся им на всю жизнь. В процессе восприятия красоты окружающей жизни, изготовленных изделий, межличностных гуманных отношений духовно обогатится личность моих воспитанников.

 

Ответственный за верстку и обновление - Ихинова Г.В. (преподаватель МБОУ Покровская СОШ, e-mail: pokrovkaschool2010@yandex.ru)

© pokrovkaschool2010

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz